Форма отратной связи

Обратная связь

Отправить

Автоотходы: почему они опасны?

11 января 2017

По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, белорусы имеют в личной собственности около трёх миллионов транспортных средств: автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Ежегодно весь транспорт «оставляет» после себя 60 тысяч тонн изношенных шин, 80 тысяч тонн отработанного масла, 8 тысяч тонн автомобильных аккумуляторов.

Автомобильные отходы запрещено выбрасывать в смешанный мусор. Единственный верный способ от них избавиться – сдать в специальные пункты приема, отмеченные на сайте greenmap.by.

Зачем столько внимания автомусору? Во-первых, выброшенные на свалку автоотходы выделяют токсичные вещества в воздух, почву и грунтовые воды. Оттуда токсины возвращаются к человеку и проникают в организм с питьевой водой и воздухом. Во-вторых, автоотходы – это ценные ресурсы, которые подлежат переработке или восстановлению.

В Беларуси перерабатывают изношенные шины, отработанное масло, аккумуляторы, текстильную обивку салона и обшивку сидений, металлические детали и корпус машин. Охлаждающая жидкость перерабатывается в малом количестве, автомобильное стекло подлежит захоронению на полигонах, т.к. в Беларуси нет соответствующих технологий.

Что надо знать о шинах?

Автомобильные покрышки изготавливают из синтетического каучука, каучук в свою очередь изготавливают из нефти с использованием технологических масел. Поэтому покрышки содержат более десятка опасных химических соединений.

Одна автомобильная покрышка служит 3–6 лет. При использовании транспортных средств резина изнашивается и образуется шинная пыль. Пылинки содержат полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Это ядовитое вещество способно спровоцировать онкологические заболевания. Часть опасной пыли смывается с дорог и попадает в воду.

Срок разложения автопокрышек – 150–500 лет. В течение этого времени выброшенная на свалку резина загрязняет подземные воды из-за вымывания токсических соединений: азулена, дифениламина, бензотиазола, дибутилфталата, фенантрена и других веществ.

Крайне опасно избавляться от резины путём сжигания. Продукты сгорания автомобильных шин содержат канцерогенные вещества.

Автомобильные покрышки, являющиеся опасными отходами, следует грамотно утилизировать: сдавать в специализированные пункты приёма, оставлять на площадке для крупногабаритных отходов или обращаться в ЖКХ для вывоза отходов.

Часть автомобильных покрышек, которые поступила на утилизацию, получает «вторую жизнь» в виде покрытия для спортивных площадок, литого резиноасфальта, битумной мастики, демпферы, кровельных материалов. Резиновой крошкой набивают боксерские груши.

Белорусские заводы перерабатывают покрышки механическим способом – дробят, а также они сжигаются на цементных предприятиях при высокой температуре.

Отработанные масла

Один автомобиль раз в 6–12 месяцев нуждается минимум в трёх литрах свежего автомобильного масла. Это значит, что у автовладельцев с такой же периодичностью появляется канистра с тремя литрами отработанного нефтепродукта, которую надо утилизировать. По подсчетам, в Беларуси ежегодно образуется 80 тысяч тонн отработанного автомобильного масла, но только 10 % из этого количества перерабатывается.

Отработанное масло относится к опасным отходам. Это углеводородсодержащее вещество пагубно влияет на здоровье человека и окружающую среду. Из-за высокой токсичности «отработка» нуждается в специальных условиях хранения, транспортировке и утилизации.

Ненужное масло нельзя выливать в землю. Оно загрязняет природные компоненты, с которыми вступает в контакт: поверхностные и подземные воды, почву, растительность, воздух. Один литр нефтепродукта способен отравить 1000 тонн подземных вод. 

Отработанные масла запрещено сжигать без устройства дополнительной очистки отходящих газов. При горении выделяются пары, которые поражают центральную нервную и сосудистую систему, вызывают острые и хронические отравления, провоцируют онкологические заболевания.

При этом отработанное масло считается ценным ресурсом – оно подлежит восстановлению и пригодно для вторичного использования.

Куда сдавать отработанное масло? Пункты приема отработанного масла можно найти на сайте greenmap.by в разделе «Опасные отходы» > «Автоотходы».

Аккумуляторы

Автомобильные аккумуляторные батареи также являются опасными отходами. Одна батарея с электролитом содержит 60 % свинца, 10—15 % раствора серной кислоты, 15—20 % пластмасс. Ежегодно в Беларуси образуется около 8 тысяч тонн аккумуляторов.

Если аккумулятор попадает на свалку, пластиковый корпус под воздействием природных факторов разрушается, свинец и его соли вымываются и проникают в почву, грунтовые воды, оттуда в питьевую воду.

В то же время свинцовые аккумуляторные батареи подлежат вторичной переработке. И если за выброшенный аккумулятор налагается штраф, то за сданную на переработку батарею полагается денежное вознаграждение или скидка на новый аккумулятор (можно сдать «в зачёт»). 

Куда сдать аккумулятор? Чтобы избавиться от отработанного источника питания, сдайте его в заготовительные организации. Адреса пунктов приема аккумуляторов доступны по адресу greenmap.by в разделе «Опасные отходы» > «Автоотходы».

Как хранить автооходы? 

До того, как опасные автомобильные отходы попадут на переработку, их нужно где-то и как-то хранить.

Учитывая, что шины опасны даже в состоянии бездействия, их следует хранить на специальных площадках с твёрдым водонепроницаемым покрытием. Площадка должна иметь ограждение и свободный подъезд для транспорта. По противопожарным требованиям запрещено хранить шины у стен зданий и сооружений.

Отработанное масло нужно хранить в герметичной емкости или контейнере, установленном на поддоне. Емкость следует оградить от солнечных лучей и атмосферных осадков.

Автомобильные аккумуляторы с электролитом следует хранить в отдельном помещении, удаленном от жилых и административных зданий. Помещения должны быть вентилируемы или иметь окна для проветривания, а пол покрыт материалом, устойчивым к химическому воздействию. Аккумуляторы опасно ронять, ударять или вскрывать самостоятельно.

Для хранения, вывоза и утилизации опасных автомобильных отходов обращайтесь в специализированные организации. Они заберут у вас опасные автоотходы. «Сделки» будут намного эффективнее и прибыльнее, если собирать автомусор гаражным кооперативом и сдавать централизовано.

Арина Мороз